ФОП ДО / ФАОП ДО
Федеральная образовательная программа дошкольного образования и Федеральная адаптированная образовательная программа дошкольного образования
Переход ДОУ к осуществлению образовательной деятельности в соответствии с федеральной образовательной программой дошкольного образования (ФОП ДО) и федеральной адаптированной образовательной программой дошкольного образования (ФАОП ДО)
см. Памятка родителям «Родителям о ФОП ДО»
Что такое ФОП | ФОП (или ФООП) ДО – федеральная образовательная программа дошкольного образования |
Какая цель у внедрения ФОП | Организовать обучение и воспитание дошкольника как гражданина Российской Федерации, формировать основы его гражданской и культурной идентичности доступными по возрасту средствами; создать единое ядро содержания дошкольного образования; создать единое федеральное образовательное пространство воспитания и обучения детей, которое обеспечит и ребенку, и родителям равные, качественные условия дошкольного образования, вне зависимости от места проживания |
Что входит в ФОП | Учебно-методическая документация: федеральная рабочая программа воспитания; федеральный календарный план воспитательной работы; примерный режим и распорядок дня групп. Единые для Российской Федерации базовые объем и содержание дошкольного образования, планируемые результаты освоения образовательной программы |
Что будет обязательным для всех детских садов | ФОП определяет объем, содержание, планируемые результаты обязательной части образовательной программы дошкольного образования, которую реализует детский сад. Обязательной к выполнению станет и федеральная рабочая программа воспитания, и федеральный календарный план воспитательной работы |
Как будут применять ФОП | ФОП станет основой для разработки образовательной программы детского сада. Детские сады сохраняют право разработки собственных образовательных программ, но их содержание и планируемые результаты должны быть не ниже, чем в ФОП |
Когда детские сады перейдут на ФОП | Переход на ФОП запланирован на 1 сентября 2023 года |
Что такое ФАОП ДО | ФАОП ДО – федеральная адаптированная образовательная программа дошкольного образования для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья |
Какая цель у внедрения ФАОП ДО | Организовать обучение и воспитание дошкольника как гражданина Российской Федерации, формировать основы его гражданской и культурной идентичности доступными по возрасту средствами Создать единое ядро содержания дошкольного образования; Создать единое федеральное образовательное пространство воспитания и обучения детей, которое обеспечит и ребенку, и родителям равные, качественные условия дошкольного образования, вне зависимости от места проживания |
Какие задачи ФАОП ДО | Коррекция недостатков психофизического развития обучающихся с ОВЗ; Охрана и укрепление физического и психического здоровья обучающихся с ОВЗ, в том числе их эмоционального благополучия; Обеспечение равных возможностей для полноценного развития ребенка с ОВЗ в период дошкольного образования независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса; Создание благоприятных условий развития в соответствии с их возрастными, психофизическими и индивидуальными особенностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка с ОВЗ как субъекта отношений с педагогическим работником, родителями (законными представителями), другими детьми; Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; Формирование общей культуры личности обучающихся с ОВЗ, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности; Формирование социокультурной среды, соответствующей психофизическим и индивидуальным особенностям развития обучающихся с ОВЗ; Обеспечение психолого-педагогической поддержки родителей (законных представителей) и повышение их компетентности в вопросах развития, образования, реабилитации (абилитации), охраны и укрепления здоровья, обучающихся с ОВЗ; Обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного и начального общего образования |
Что входит в ФАОП ДО | Учебно-методическая документация: федеральная рабочая программа воспитания; федеральный календарный план воспитательной работы; |
С 1 сентября 2023 года в соответствии с Приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 № 1028 «Об Утверждении Федеральной образовательной программы дошкольного образования» и Приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 № 1022 утверждена новая федеральная адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья ДОУ начало работать по новым федеральным образовательным программам – ФОП ДО и ФАОП ДО.
Федеральные программы являются документами, в соответствии с которыми ДОУ, осуществляющие образовательную деятельность на уровне дошкольного образования самостоятельно разрабатывают и утверждают образовательные программы дошкольного образования (далее ОП ДО) и адаптированные образовательные программы дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья далее — АОП ДО)
В ДОУ разработаны
— в соответствии с ФОП ДО — ОП ДО
— в соответствии с ФОАП ДО — АОП ДО (группа детей с тяжёлыми нарушениями речи)
Федеральная программа вводит базовый уровень требований к объему, содержанию и результатам работы с детьми в детских садах и позволяет реализовать несколько основополагающих функций дошкольного уровня образования:
• обучение и воспитание ребенка дошкольного возраста как гражданина Российской Федерации, формирование основ его гражданской и культурной идентичности на соответствующем его возрасту содержании доступными средствами
• создание единого ядра содержания дошкольного образования (далее – ДО), ориентированного на приобщение детей к традиционным духовно-нравственным и социокультурным ценностям российского народа, воспитание подрастающего поколения как знающего и уважающего историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины;
• создание единого федерального образовательного пространства воспитания и обучения детей от рождения до поступления в общеобразовательную организацию, обеспечивающего ребенку и его родителям (законным представителям) равные, качественные условия ДО, вне зависимости от места проживания.
Федеральные программы позволяют объединить обучение и воспитание в единый процесс на основе традиций и современных практик дошкольного образования, подкрепленных внушительным объемом культурных ценностей.
Документы ДОУ (ФОП ДО)
см. Дорожная карта по изучению Федеральной образовательной программы дошкольного образования педагогическим коллективом ДОУ
Федеральные документы (ФОП ДО, ФГОС ДО)
см. Приказ Минпросвещения России № 1028 от 25.11.2022 об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования
см. Приказ Минпросвещения России № 1022 от 24.11.2022 об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
см. Приказ Минобрнауки России № 1155 от 17.10.2013 об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования
см. Презентация Баландиной Л.А., к.п.н., старшего методиста отдела ДО ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО. Федеральная образовательная программа дошкольного образования как стратегический ориентир образовательной политики
см. Методические рекомендации по реализации федеральной образовательной программы дошкольного образования
см. Рекомендации по формированию инфраструктуры ДОО и комплектации учебно-методическими материалами реализации ОП ДО. Москва, 2022 год
см. Памятка родителям «Родителям о ФОП ДО»
см. Памятка для педагогов и родителей о внедрении ФАОП ДО В ДОУ
см. Памятка для педагогов и родителей о внедрении ФОП ДО в ДОУ